Работа на фрилансе подразумевает составление как устных, так и официальных договоренностей с клиентом о сроках выполнения, количестве правок и, главное, оплате. Если на этом этапе допустить оплошность, то есть риск быть кинутым на деньги. Рассмотрим основные маркеры “кидал” и тех, кто хочет “получить очень много за очень дешево”. Также узнаем как себя уберечь от таких людей веб-разработчику работая на себя.

Выявление неадекватного клиента

Или клиента, с которым обязательно будут проблемы во время разработки. Конечно, многое зависит от специфики проекта, но в сфере веб-разработки работают по техническому заданию. Оно формируется либо в процессе переговоров с клиентом, либо уже предоставляется им выбранному исполнителю. В зависимости от специфики проекта также могут привлекаться другие люди для работы: веб-дизайнер, маркетолог, контент-менеджер, копирайтер.

Первым маркером неадекватного клиента является отсутствие технического задания и нежелание составлять его вместе с выбранным исполнителем. Это не относится к простым и разовым проектам по типу: “разместите мне рекламный баннер на сайте”. Такое задание действительно не требует ТЗ и все может быть объяснено в переписке. Однако, если клиент просит разработать сайт или даже внести несколько обновлений в уже имеющийся, то здесь без обсуждений и технического задания никак не обойтись. Клиент, который принципиально не дает четкого ТЗ:

  • либо намеренно планирует кинуть вас на деньги, основываясь на том, что вы совсем не поняли, что нужно сделать и вообще специалист так себе;
  • либо вам будет сложно с ним договариваться, плюс, появится риск потери времени на огромное количество правок, из-за чего клиент будет недоволен и может отказать в полной оплате.

Обращайте внимание и на манеру вести диалог. Среда интернет-разработки и вообще фриланса не сильно отличается от обычного делового взаимоотношения. Если клиент с вами переходит сразу на “ты”, ведет диалог с позиции “ты должен мне я плачу деньги”, то это верный маркер появления проблем с этим человеком. Оплату он, возможно, проведет, но вы потратите свои нервы и время на общение с неприятным человеком. Не исключено, что вам придется “доказывать” такому человеку свой профессионализм и право на получение оплаты в полном размере.

Если клиент долго и очень расплывчато отвечает на ваши сообщения, это тоже может быть неприятным звоночком:

  • во-первых, проект рискует затянуться на неопределенный срок, а это значит, что и сумму полностью неизвестно когда получите, плюс, есть риск, что заказчик обвинит вас в затягивании сроков;
  • во-вторых, вы можете просто не дождаться оплаты от такого человека - будет “кормить завтраками”, а потом и вовсе начнет игнорировать.

Выявление мошенничества

В отдельную категорию нужно занести мошенников, так как здесь уже есть риск потерять не только время на выполнение проекта, но и деньги. К счастью, мошенничество легко распознать:

  1. Просят предоплату под любым предлогом: нужно убедиться в вашей заинтересованности и благонадежности, оплатить домен и хостинг, зарезервировать средства, опять же, для надежности. Фрилансер не должен платить клиенту для получения работы ни в каком виде, поэтому с теми, кто заявляет обратное связываться не стоит.
  2. Просят скачать и установить какую-то непонятную программу, которая нужна якобы для работы. Обычно под ней скрывается какой-нибудь вирус. Им может быть как сравнительно безобидный майнер, который просто будет нагружать ваш компьютер и майнить криптовалюту другому человеку, так и более опасные трояны, передающие ваши личные данные (в том числе и банковские) третьим лицам.
  3. Для оплаты просят указать не только реквизиты карты, но и CVC-код и/или код из СМС-сообщения. Это однозначно мошенники, пытающиеся под таким предлогом получить доступ к вашей карте.

Отдельно стоит отметить тех, кто пытается навязать вам карту какого-нибудь банка. Денег вы не потеряете, но зато обогатите “клиента” на 500-1000 рублей. Многие банки устраивают акции, когда нужно привести нового пользователя по реферальной ссылке и получить за это небольшое денежное вознаграждение. Скорее всего, после оформления карты, клиент вам не даст никакого задания.

Как грамотно решить финансовые вопросы с клиентом фрилансеру

В первую очередь рекомендуется отказаться от сотрудничества с неадекватными клиентами и мошенниками, о которых речь шла выше. Дальше следуйте советам, которые помогут избежать рисков быть кинутым на деньги.

Составляйте четкое ТЗ для большого проекта

Без технического задания или с таковым, но составленным очень размыто, есть риск не получить оплату от клиента вообще или получить ее не в полном объеме. Фрилансер может столкнуться с такой схемой обмана:

  1. Клиент предоставляет техническое задание с очень расплывчатыми формулировками.
  2. Отправляет предоплату - от 10% до 50% от заявленной суммы полной оплаты. В случае, если работаете не по предоплате этот шаг пропускается.
  3. Получив результат заявляет, что хотел получить совсем не то. Требует бесплатно переделать либо отказаться от работы и вернуть предоплату.
  4. Если вы соглашаетесь на правки, то скорее всего, клиент останется недоволен и ими. В итоге, он откажется оплачивать оставшуюся сумму, если была предоплата.

Если работаете через платформу-посредник, то обращение в саппорт не даст результатов: либо встанут на сторону клиента, либо займут статус кво. В итоге вы сделаете работу по большой скидке, если не бесплатно, и потратите еще время на переделки.

Избежать такого развития ситуации поможет заранее составленное техническое задание:

  • В нем отсутствуют невнятные формулировки по типу “сайт должен понравиться заказчику”. А как определить, что ему понравится, а что нет? Исключение можно сделать, если заказчик приложил к техническому заданию несколько примеров сайтов, которые ему нравятся, но все равно расплывчатые формулировки лучше избегать.
  • Есть конкретные данные по требованиям для разработчика. Например, сайт должен стабильно работать при таком-то потоке посетителей, у каждой страницы должен быть определенный балл в Google PageSpeed Insights и подобные. Так вы точно знаете, чего хочет клиент.
  • Есть сценарий взаимодействия пользователей с сайтом: какую информацию они должны видеть на первом экране, какое целевое действие или действия на странице должны совершить и так далее.
  • Есть готовые исходники: изображения, прототип, дизайн. Правда, если в тех задании указана разработка дизайна сайта, то прототипа и дизайна не будет, так как его должны разработать вы.
  • Есть референсы того, что клиент хочет видеть в итоге, например, ссылки на сайты, которые ему нравятся. Их может не быть. Тогда вы должны вместе с клиентом создать мудборд, куда будете помещать референсы.

Пример мудборда с ожидаемой цветовой гаммой и стилистикой

  • Есть информация о компании. Причем это не расплывчатое “динамичноразвивающаяся молодая фирма”, а более конкретные формулировки: что предлагает, на какую целевую аудиторию ориентирована, какие есть ключевые особенности в работе компании и так далее.
  • Представлен готовый контент или хотя бы контент-план того, что будет размещено на сайте.

Чем доскональнее прописано техническое задание, тем меньше рисков, что заказчик будет требовать чего-то сверх него и/или запрашивать неограниченное количество правок. Также в случае возникновения спорной ситуации на площадке для фрилансеров высок шанс, что техническая поддержка вынесет более справедливое решение при наличии грамотно составленного ТЗ.

Определиться с количеством бесплатных правок

С некоторыми клиентами на правки уходит в разы больше времени, чем на выполнение самого задания. А это время часто вообще никак не оплачивается. Да, здесь бывают ситуации, когда исполнитель сделал проект настолько плохо, что пришлось потратить кучу времени на правки. Однако это все же редкость.

В техническом задании и при обсуждении с клиентом нужно заранее обговорить момент с правками: сколько вы готовы их вносить, насколько глобальными они будут. Правка из разряда “все не нравится, все переделать” правкой уже считаться не может, так как это уже полноценная отдельная работа.

Обговорите эти моменты с клиентом и обязательно зафиксируйте их в техническом задании.

Просите предоплату

Да, на предоплату не часто соглашаются, так как в этом уже есть риски для клиента. Однако получение предоплаты - это самый надежный способ обезопасить себя от бесплатного выполнения работы. Обычно она составляет не более 50% от всей стоимости заказа. Клиенты, которые не собираются никого кидать, без проблем переведут часть денег вперед. Правда, вам тогда тоже придется доказать, что вы не кините человека и сделаете свою работу в соответствии с техническим заданием и ожиданием клиента.

Работайте через посредника

Эта рекомендация актуальна для первых заказов от нового клиента. Последующие задания вполне можно выполнять уже напрямую, так как между вами сформируется доверие. Отличная альтернатива предоплате как со стороны клиента, так и со стороны разработчика. В качестве посредника выступают биржи фриланса. Заказчик переводит деньги за проект. Они замораживаются на счетах биржи и в случае успешного завершения проекта исполнитель получает всю сумму за вычетом небольшой комиссии за посреднические услуги. На некоторых платформах ее платит только заказчик.

Пример безопасной сделки на одной из фриланс-бирж

Биржи фриланса удобны не только тем, что предоставляют услуги посредника, но и дают возможностью разместить свое портфолио, резюме, отзывы других клиентов. Те, кто только пришел во фриланс начинают обычно с них.

Делите большой проект на этапы

За каждый из этих этапов берите оплату или предоплату. После поступления средств переходе к следующему этапу и так до тех пор, пока не завершите работу над заказом. Некоторые биржи фриланса, например, Upwork предлагают разбить на этапы проекты с большими бюджетами.

На Upwork проекты по умолчанию делятся на этапы - milestone

Такой подход гарантирует как оплату исполнителю, так и выполнение задачи для клиента. Даже если кто-то из сторон окажется недобросовестным, потери другой стороны будут небольшими.

Ищите отзывы о клиенте

Да, далеко не у всех клиентов есть отзывы в интернете, тем более со стороны фрилансеров. Однако, если человек заказывает уже не первый проект, то и информация о нем в сети обязательно будет. Тем более, если вы встретились с клиентом на бирже фриланса. Там часто показывается не только репутация исполнителя, но и заказчика, в том числе и отзывы других исполнителей о сотрудничестве с ним.

Пример статистики одного из заказчиков на бирже Freelancehunt

Не страшно, если о клиенте нет отзывов, гораздо хуже, если эти отзывы отрицательные. С такими людьми лучше не работать или хотя бы внимательно изучить, что о них пишут в негативных отзывах.

Попробуйте почасовую оплату

На отечественном фриланс-рынке почасовая оплата это что-то диковинное, так как оплату привыкли производить и получать попроектно. Однако практика с почасовой оценкой труда очень распространена в Штатах и Европе. Даже зарубежные биржи предусматривают два варианта расчета - по проектам и по часам. Такой вариант оптимален тем, что клиент оплатит ваше рабочее время так, как вы его оцениваете сами. Здесь можно не бояться, что из-за неточностей в ТЗ или желаний заказчика проект сильно затянется, а сумма оплата останется фиксированной.

Интерфейс программы фиксирования рабочего времени от Upwork и общий прогресс по проекту

Для отслеживания работы при почасовой ставке есть специальные программы для компьютеров. Они раз в случайный промежуток времени (раз в 5-10 минут) делают снимок экрана и отправляют его заказчику. Есть варианты, которые дополнительно еще делают снимок с веб-камеры. Так заказчик будет видеть, что вы работаете над его проектом. В это время программа будет засчитывать вам рабочие часы. Ее можно в любой момент поставить на паузу.

Как сказать, что цена на работу возросла

Иногда бывает так, что даже четко составленное техническое задание не раскрывает всех подводных камней проекта. Если работа оказалась сложнее, чем вы предполагали, то не стесняйтесь обсудить дополнительную оплату. Здесь можно дать такие советы:

  • при возникновении сложностей немедленно сообщайте о них клиенту, чтобы для него это не было сюрпризом;
  • возросшую цену нужно аргументировать, например, что здесь потребуется больше времени, чем вы рассчитывали;
  • если проект позволяет, то возникшие сложности можно рассчитать как отдельный проект или включить в платные доработки по основному направлению.

Если грамотно аргументировать свою позицию, то адекватный заказчик не должен возражать о повышении оплаты. Однако не нужно слишком сильно повышать цену, так как это может привести к тому, что заказчик решит найти другого исполнителя, а вам оплатить только то, что вы уже сделали.

Заключение

Чтобы веб-разработчику договориться о цене с клиентом и не быть кинутым на деньги в первую очередь нужно смотреть на адекватность заказчика и технического задания. От этих двух пунктов зависит то, насколько вы сможете плодотворно сотрудничать и при этом не рисковать своим временем и деньгами. Другие советы из статьи имеют место быть только в случае адекватности клиента и грамотно составленного технического задания.