В арсенале программистов много сервисов и программ для быстрого решения стандартных задач. В их числе могут быть инструменты прототипирования, которые помогают «собрать» черновик сайта и показать его заказчику.

В статье расскажем, зачем разработчикам прототипы, какие задачи они решают и поделимся подборкой популярных решений. В конце вас ждут советы, которые позволят вывести работу с сайтами на новый уровень.

Что такое прототипы

Прототип — базовая модель интерфейса, которая со временем превратится в готовый цифровой продукт. На первом этапе разработки прототип показывает направление развития. В процессе работы в структуре могут появиться изменения, но «скелет» остаётся прежним.

Далеко не все разработчики уделяют внимание прототипам. Многие специалисты считают, что им незачем тратить время на изучение возможностей сервиса прототипирования. Внешний вид — ответственность дизайнера, а разработчик просто превращает готовый макет в интерфейс.

Программист действительно не обязан в совершенстве знать все инструменты прототипирования, но базовые знания точно не помешают. Вместо того, чтобы зависеть от дизайнера, он сможет набросать черновик после обсуждения с заказчиком и отправить его на утверждение.

Представьте, что хотите построить дом и рассчитываете быстро завершить проект. Находите бригаду опытных строителей, ставите перед ними задачу и ждете первых результатов.

Через время едете проверять состояние объекта и оказывается, что строители действовали по своему усмотрению. Вместо двух этажей построили один и сильно отклонились от первоначальной идеи.

Аналогичные проблемы возникают, когда сайт создается без прототипа и технического задания. Представления заказчика, дизайнера и программиста сильно отличаются, поэтому конечный вид продукта может быть абсолютно не таким, как планировалось.

Создавать интерфейс сайта или приложения без технического результата и закрепленной схемы внешнего вида, всё равно, что путешествовать по стране без знания местного языка. Добраться до пункта назначения максимально сложно, если под рукой нет навигатора или человека, который может спросить дорогу у жителей.

Никто не говорит, что для создания сайта обязательно тратить деньги и время на прототип. Это рекомендуемый базовый инструмент, который помогает закрепить требования заказчика в понятной форме. Он выступает в роли карты для дизайнера и программиста, а клиент уверен, что отклонений от плана не будет.

Основная цель прототипа — зафиксировать договоренности. В процессе обсуждения появляется «скелет», который со временем превратится в полноценный интерфейс. До выполнения задачи пройдет много времени, но результат будет соответствовать ожиданиям всех участников процесса.

Если хотите работать с прототипами и готовы потратить время, чтобы научиться их создавать, важно разбираться в фундаментальных понятиях. Прототипы часто путают с мокапами, хотя они отражают разные уровни детализации интерфейса.

В среде отечественных дизайнеров прототипами принято называть вайрфреймы. Это черно-белые наброски будущего продукта, которые отражают исключительно структуру. На этапе прототипа внешний вид можно менять, а когда работа над интерфейсом завершена, любые правки замедлят реализацию проекта.

Одно из главных преимуществ прототипов — поиск недостатков. В процессе анализа они часто всплывают на поверхность и это позволяет защитить продукт от критических ошибок на этапе релиза.

Представьте, что дизайнер и клиент вместе создали прототип, а дальше процесс пошёл по цепочке. Разработали макет, передали задачу верстальщику, затем подключился разработчик для натяжки на CMS.

После завершения работы над сайтом выяснилось, что несколько блоков созданы с ошибками и необходимо срочно внести изменения, чтобы защититься от негативного пользовательского опыта. Если бы команда потратила время на анализ прототипа, можно было сэкономить время.

Прототип не является панацеей, но здорово помогает всем членам рабочего процесса. Если планируется реализация большого проекта на десятки страниц, создание черновика может затянуться надолго, но это нельзя назвать лишней работой.

Разработчики могут сказать, что они не должны заниматься прототипами и находить недочеты в структуре. Их обязанности заканчиваются на коде, а остальные задачи решают другие специалисты.

С этим доводом можно частично согласиться, но если разработчик рассчитывает на постоянной основе заниматься разработкой интерфейсов, время на освоение инструментов прототипирования не будет потрачено зря.

Чаще всего клиенты обращаются к разработчикам за готовым решением. Они хотят получить сайт или приложение «под ключ» и рассчитывают, что специалист поможет решить их проблемы.

Допустим, предпринимателю нужен сайт пекарни, но у него нет знакомых дизайнеров. Он находит разработчика в своём городе, а тот предлагает ему сначала обратиться к дизайнеру. Большинство клиентов после такой обратной связи пойдут за помощью в веб-студию, которая избавить их от проблем.

Конечно, если программист дорос до определенного уровня и очередь у него расписана на несколько месяцев вперед, отказывать новым клиентам можно. Это не ударит по репутации и никак не повлияет на доход.

А вот специалистам, которые только хотят выйти на рынок разработки, надо подстраиваться под каждого клиента. Если после созвона пришлёте ему прототип главной страницы, лояльность потенциального заказчика сильно увеличится. Поддерживайте связь на прежнем уровне и сможете закрыть первый проект.

Какие задачи они решают в веб-разработке

Мы уже выяснили, что прототип — черновой вариант будущего интерфейса, который выступает в роли навигатора для всех участников процесса разработки. Дизайнер понимает, в каком направлении двигаться. Разработчик может свериться с прототипом на любом этапе. А клиент будет уверен, что никто не отступит от утверждённого плана.

Если дизайнер создаёт макет на основе технического задания, утверждение концепта займет гораздо больше времени, чем когда есть готовый прототип. Дизайнер просто накладывает контент на «скелет» и вносит правки на основе обратной связи от заказчика.

Техническое задание — это хорошо, но оно не закрывает все потребности дизайнера. Слова в документе можно по-разному интерпретировать, а когда есть утвержденный внешний вид, работать гораздо попроще.

Прототипы должны статью частью рабочего процесса программистов, которые хотят собрать команду и разрабатывать сайты «под ключ». В этом случае созданием прототипов могут заниматься как дизайнеры, так и разработчики.

Какие задачи решают прототипы:

  1. Закрепление договорённостей. Если работа осуществляется по договору и к нему прикреплено техническое задание, прототип станет границей, за которую нельзя выходить. Он поможет всем участникам процесса не сбиться с пути.
  2. Формирование обратной связи. В ходе анализа прототипа часто находятся критические ошибки, которые должны быть исправлены до создания макета.
  3. Совершенствование концепта. Чем больше итераций доработки прототипа, тем выше уровень цифрового продукта на выходе.
  4. Экономия времени. Качественный прототип позволит быстро перейти к следующему этапу разработки. У заказчика будет меньше правок, а дизайнер не отвлекается на внесение изменений.
  5. Визуализация идей. Образы в сознании разных участников процесса могут сильно отличаться, а созданный концепт позволит привести их к общему знаменателю.
  6. Отладка рабочего процесса. После создания прототипа начинается проектирование UI, затем HTML-верстка, а в конце интеграция в CMS.

Создание прототипов — настоящее искусство, которое сложно освоить в совершенстве за несколько дней. Новичкам может показаться, что для решения этой задачи не нужны творческие способности. Работаешь по шаблону и быстро получаешь нужный результат.

Инструменты прототипирования помогают быстрее создавать наброски высокого качества, но они становятся полезными только в умелых руках. Если разработчик в первый раз открыл интерфейс сервиса, вряд ли у него получится создать качественный прототип за пару часов.

Поэтому важно уделять время постепенному освоению инструментов, которые помогают создавать прототипы с высокой детализацией. Конечно, если разработчик хочет заниматься этой задачей. Если его привлекает только код, тратить время не стоит.

Почему ТЗ не заменяет прототип

Мы уже частично ответили на этот вопрос, но так как он очень важен, необходимо провести глубокий анализ. Постараемся сделать так, чтобы новички поняли принципиальную разницу и не попали в ловушку распространённых мифов.

Прототип и техническое задание — два компонента, которые связаны между собой, но выполняют немного разные задачи. Прототип позволяет зафиксировать внешний вид, а техническое задание описывает важные нюансы.

Если вернуться к примеру со зданием, то прототип — чертеж. Он описывает расположение комнат, особенности архитектуры и другие параметры, которые сильно влияют на конечный результат.

Техническое задание — приложение к проекту, описывающее требования к зданию. В документе может быть указан дизайн комнат, требования к стилю, вместимость гаражей и остальные нюансы.

Если провести другую аналогию, то прототип — карта для прохождения маршрута, а ТЗ — правила игры и подсказки, которые помогают быстро дойти до финальной точки. Каждый компонент по отдельности полезен, но вместе они позволяют сократить время решения задачи в несколько раз.

Если клиент говорит, что прототип не нужен и можно обойтись техническим заданием, постарайтесь переубедить его. Расскажите, что лучше потратить время на создание «скелета», чтобы защитить проект от критических ошибок и проверить его на жизнеспособность до начала работы над дизайном.

Лучше, если прототип будет делать специалист, который знает особенности продукта и компании. Это гарантирует максимально быстрое и точное попадание в потребности целевой аудитории и требования заказчика.

Можно делегировать задачу внешнему подрядчику, но тогда нет гарантий, что конечный результат будет устраивать все стороны. Ему однозначно придется потратить время на анализ ЦА и погружение в особенности продукта.

Как разработчику научиться создавать прототипы

Если твёрдо решили, что хотите освоить инструменты прототипирования, приготовьтесь к тому, что на это уйдет не один день. Это не рутинная работа, а творческий процесс, который отнимает много сил и времени.

Даже если заказчик подробно изложил требования, их реализация может стать сложной задачей. Длительность разработки прототипа зависит от особенностей проекта. Простенький лендинг собирается за несколько часов, а корпоративный портал превращается в многочасовую задачу.

Чтобы научиться создавать прототипы, необязательно проходить курсы по дизайну. Тем более что инфопродуктов по этой теме крайне мало. Самый простой путь — просмотр видеоуроков по популярным сервисам и практический опыт.

Лучше начинать с простых задач и постепенно повышать уровень сложности. Если сразу возьметесь за проект на 10-15 страниц клиент будет долго ждать конечного результата.

Тем, кто считает, что прототипы — лишняя трата времени, проще заниматься написанием кода и не переключать внимание на другие задачи. Этот путь нельзя назвать единственно правильным, но он точно является приоритетным для разработчиков в чистом виде.

Прототипирование может стать хорошей разгрузкой для специалистов, которые целыми днями сидят в редакторе кода. Смещение фокуса на другие задачи помогает защититься от выгорания. Рано или поздно любые проекты начинают казаться рутинными и работа приносит меньше удовольствия.

Клиенты часто сами не знают, какое визуальное решение окажется правильным, поэтому они доверяют задачу профессионалам. Разработчику, который решил освоиться в новой нише, придётся не просто работать по готовому плану, а проявить творческие способности.

Остаётся только выбрать подходящий инструмент прототипирования, освоить его хотя бы на базовом уровне и предоставлять клиентам комплексные услуги. Далеко не все разработчики могут обеспечить такой подход к работе, поэтому можно использовать создание прототипов как преимущество перед конкурентами.

Сервисы для создания прототипов

Принцип работы сервисов прототипирования одинаковый, но подход и особенности взаимодействия с инструментами отличаются. Лучше выбрать один или несколько удобных решений в зависимости от личных ощущений и уровня проектов, с которыми планируете работать.

Собрали 5 популярных сервисов, которые используются для создания прототипов. Освоить их может человек с любым уровнем знаний. Для этого не нужно знать программирование или Photoshop в совершенстве.

Wireframe.cc

Сервис отличается максимально низким порогом входа. На стартовой странице доступен холст, который можно заполнить контентом. После регистрации открывается возможность сохранить проект и настроить доступ.

В интерфейсе реализовано переключение на десктопный и мобильный холст. Это помогает быстро находить различия между разными версиями прототипа и устранять их в случае необходимости.

После создания учётной записи активируется бесплатный доступ на 7 дней. После окончания пробного периода надо пополнить счёт, чтобы продолжить использование Wireframe.cc.

NinjaMock

Сервис отличается простым дизайном и позволяет создавать прототипы с низкой детализацией. Подходит для небольших проектов, где разработчики не предъявляют высокие требования к качеству интерфейса.

Созданный прототип выглядит не слишком презентабельно, но его достаточно для базового понимания будущего интерфейса. Лучше заранее показать клиенту примеры проектов из этого сервиса, чтобы защититься от потенциальных проблем.

Бумажный стиль прототипа, который получается в NinjaMock, нельзя назвать некачественным. Он скорее специфический, поэтому подходит не для всех проектов и теряет статус универсального.

Moqups

Пожалуй, один из самых мощных инструментов прототипирования, который давно на рынке и успел завоевать популярность среди дизайнеров и специалистов другого профиля. Отличается широкими возможностями и постоянным развитием.

Прототипы, которые созданы в этом сервисе, выглядят премиально. Концепты можно показывать заказчикам любого уровня: от небольших компаний до крупных корпораций. И все клиенты останутся довольны конечным результатом, если были учтены их требования.

В сервисе доступны шаблоны сайтов разного формата. Можно взять готовый шаблон и создать свой проект. Это позволяет здорово экономить время и избавляет от необходимость проектировать структуру с нуля.

Figma

За последние несколько лет онлайн-редактор стал уверенным лидером ниши. С его помощью можно создать прототипы, мокапы и полноценные «живые» версии интерфейсов с интерактивным взаимодействием.

Сервис отличается наличием большого количества плагинов, которые позволяют автоматизировать стандартные задачи и постоянным совершенствованием возможностей. В отличие от конкурентов, Figma не ограничивает свободу пользователей без платной подписки.

Ещё одно преимущество — нативный интерфейс. Освоить Фигму можно за пару дней и использовать её для создания визуальных решений любого уровня. Многие предприниматели знакомы с этим инструментом и умеют с ним работать.

Axure RP

Мощная программа для создания прототипов, которая отличается широкими возможностями и высокой стоимостью. Axure легко конкурируют с облачными аналогами, но подходит тем, кто предпочитает работать не в браузере, а на рабочем столе.

Одно из главных преимуществ софта в том, что можно создавать проекты без интернета. Как только подключение будет восстановлено, появится возможность поделиться результатом с коллегами или заказчиком.

Стоимость тарифных планов Axure довольно высокая, но если работать с программой постоянно, расходы окупятся. Если не уверены, что софт подойдет для решения ваших задач, протестируйте его возможности в течение 30 дней.

Выбор инструмента прототипирования должен основываться не только на цене. Большинство полезных сервисов и программ распространяются на платной основе. Покупка платного тарифа или расширенной версии гарантирует приоритетную поддержку и постоянное обновление.

Советы по работе с прототипами

Разработчики не часто решают связать профессиональную деятельность с прототипами, но если постепенно пришли к этому решению и оно кажется логичным, уверенно двигайтесь в этом направлении.

Подготовили советы, которые помогут быстро освоить новый инструмент и презентовать свои навыки заказчикам. Используйте их, чтобы быстро изменить рабочий процесс и извлечь из этого выгоду:

  1. Выберите подходящий сервис. Работать с облачными платформами удобно, потому что они обеспечивают настраиваемый гостевой доступ. Можно настроить права пользователей и члены команды смогут вносить правки, а заказчики — отслеживать процесс работы в режиме реального времени.
  2. Не торопитесь. Не говорите клиентам, что сможете легко сделать прототип, если нет уверенности в своих силах. Получите как можно больше опыта, а затем добавляйте в список новую услугу.
  3. Объясняйте пользу клиентам. Многие сомневаются в целесообразности создания прототипа. Убедите заказчика, что это не бесполезная трата времени, а залог успеха будущего продукта.
  4. Оптимизируйте процессы. Автоматизируйте рутинные задачи, на которых можно сэкономить время. Узнать базовые требования клиентов поможет бриф, а примеры сайтов конкурентов раскроют предпочтения в дизайне.
  5. Улучшайте качество продукта. Создание прототипов с высокой детализацией требует мастерства, но это позволит увеличить стоимость услуги.

Надеемся, что смогли убедить в необходимости близкого знакомства с прототипами. Этот полезный навык точно не будет лишним и может пригодиться в самый неожиданный момент.