Фрилансеры, да и разработчики, работающие в штате, вынуждены обсуждать разработку сайта с клиентом. От успешности данного интервью напрямую зависит уровень дохода, а также количество будущих правок и времени, потраченного на выполнение проекта. К сожалению, клиент не всегда сам может понимать, что хочет или может понимать это не совсем корректно. Задача специалиста заключается в том, чтобы вместе с ним провести интервью, получить максимум информации о продукте, задачах, целевой аудитории и так далее. На основе этого уже нужно будет составить грамотное техническое задание.

Процесс интервью можно разделить на два основных этапа - брифинг и непосредственно переговоры с клиентом и его командой, если таковая есть. Далее подробно рассмотрим все основные нюансы этих двух этапов.

Проведение брифинга: основные вопросы, правила и рекомендации

Брифинг - это что-то вроде блиц-опроса, чтобы вы смогли приблизительно понять, что нужно клиенту и на основании этого подготовиться к интервью. Он составляется заранее и отправляется потенциальным заказчикам для заполнения. Так как в опроснике предусмотреть все моменты невозможно, то зачастую он носит общий характер.

Правило 1: не делайте слишком много вопросов

Цель брифинга получить самые общие данные о клиенте и его задачах, а потом отталкиваясь от них проводить интервью на создание сайта. Однако это не означает, что клиента нужно засыпать вопросами. На данном этапе он пока не стал вашим заказчиком, поэтому высока вероятность, что предпочтение будет отдано конкуренту, который составил наиболее подходящий брифинг.

Ваша задача создать универсальный брифинг, где будут все необходимые вопросы, чтобы вы смогли приблизительно понять перечень предстоящих задач и подготовиться к интервью. Идеально, чтобы потенциальному клиенту не требовалось тратить много времени на его заполнение. Постарайтесь уложится в 10-20 вопросов.

Правило 2: не задавайте сложных вопросов

Отчасти исходит из предыдущего пункта. Не нужно пытаться показать свою экспертность задавая сложные с технической точки зрения вопросы, если в этом нет особой необходимости. Их лучше отложить до этапа интервью. Дело в том, что клиент может не знать на них ответ, а с кем-то консультироваться по поводу заполнения брифа он вряд ли будет. Если же без сложных технических вопросов не обойтись, то лучше к ним приписать пояснение, чтобы клиенту было понятно, какую информацию вы хотите от него получить. Еще, как вариант, можно переформулировать такой вопрос.

Представим ситуацию: у клиента есть старый сайт, который нужно переделать в соответствии с его видением и новыми тенденциями. Вместо того, чтобы сыпать в брифинге вопросами про CMS, подключенные библиотеки, протоколы и так далее, лучше задать один вопрос - “что бы вы хотели изменить в текущем сайте?”.

Правило 3: просите примеры

Иногда примеры того, что хочет получить клиент дают в разы больше информации, чем опросы из брифинга. Обязательно предусмотрите поля, где можно указать ссылки на примеры других сайтов из той же сферы деятельности. Например, поле “ссылки на конкурентов”. Также можно предусмотреть поле “какие сайты вам нравятся (вставьте ссылки)”. Правда, если делать последнее, то делать это поля необязательным, так как у клиента может и не быть видения идеального сайта для своего продукта.

Правило 4: предусмотрите пункты “другое”

По тем или иным причинам клиент не сможет выбрать какой-то из заранее заготовленных вариантов ответа, поэтому лучше сделать весь бриф в виде полей, куда будут писаться ответы на вопросы. Также нужно в конце тематических блоков или всего брифа предусмотреть поле, куда клиент может написать дополнительные пожелания, если таковые имеются.

Правило 5: делите бриф на тематические блоки

Разделите все вопросы по группам, чтобы клиенту было удобнее на них отвечать. Например, сначала идет группа вопросов про компанию, затем про продукт, дальше про сайт и так далее.

Что спрашивать в брифе

Примерная структура брифа перед основным интервью с заказчиком должна выглядеть так:

  1. Блок с вопросами о компании или бизнесе. 1-3 вопроса про вид деятельности компании, ее особенности, возможно, какие-то конкурентные преимущества по мнению клиента. Идеально, если клиент в этом блоке сможет предоставить ссылку на сайт компании или хотя бы ее страницы в социальных сетях.
  2. Вопросы о продукте: что будет предлагаться на сайте, какие особенности именно продукта клиента, есть ли у него аналоги.
  3. Блок про целевую аудиторию. Можно уместить в один вопрос. Попросите потенциального заказчика описать портрет своего потенциального покупателя: возраст, пол, примерное местоположение, уровень дохода, семейное положение, какие-то ключевые особенности, например, владение автомобилем.
  4. Запросите информацию о конкурентах. Здесь желательно указать, что вы хотели бы получить именно ссылки на сайты конкурентов для самостоятельного изучения. Клиенту необязательно расписывать всех возможных конкурентов - достаточно ограничится наиболее значимыми.
  5. Узнайте, зачем клиенту нужен сайт. Какие бизнес-задачи с его помощью предполагается решать? Рассказать о предприятии заказчика? Сделать посадочную страницу для какого-конкретного продукта или интернет-магазин для всей продукции заказчика?
  6. Пожелания к будущему сайту: какой функционал на нем обязательно должен быть, сколько страниц нужно предусмотреть. В этом же блоке у клиента можно запросить ссылки на сайты, которые ему нравятся.
  7. Ориентировочные сроки и бюджет.

Краткая инструкция по составлению брифа

Основное интервью

После заполнения клиентом брифа назначьте основное интервью. На нем нужно, основываясь на представленных данных, обсудить все более детально. Его желательно провести либо лично, либо через созвон. По итогам интервью будет составлено подробное техническое задание, после чего можно приступать непосредственно к разработке сайта.

Вот несколько правил, которые помогут сделать вам интервью с клиентом более продуктивным.

Правило 1: пригласите специалистов с обеих сторон

Если вы работаете в команде разработчиков, то к интервью важно подключить также и других специалистов, с которыми вы будете работать над проектом. Исключение может быть только в том случае, если всю работу будете выполнять вы, а если и делегировать какие-то задачи, то только незначительные.

Клиента тоже нужно попросить по возможности привлечь специалистов с его стороны, если есть. В первую очередь маркетологов, разработчиков продукта, так как они смогут дать больше информации или внести поправки в ответе на некоторые вопросы. Таким образом можно будет избежать правок в процессе выполнения задания.

Это правило нужно выполнять только в том случае, если есть возможность пригласить специалистов и проект действительно этого требует. Например, для обсуждения создания простого одностраничника, где нужно будет разместить заготовленные текст и фото, приглашать кого-то на интервью дополнительно будет излишним.

Правило 2: Ведите запись интервью

Лучше всего просто включить запись звонка. Если же такой возможности нет, то записывайте важную информацию себе в заметках. Конечно же, желательно предупредить клиента о том, что разговор будет записываться. Это необходимо, чтобы не забыть ничего важного и не отвлекать заказчика ненужными вопросами в ходе выполнения работы.

Правило 3: Не стесняйтесь переспрашивать

А также задавать уточняющие вопросы. Не нужно думать, что таким образом вы можете показать свою некомпетентность. Лучше в ходе одного интервью прояснить сразу все основные вопросы, чем потом в ходе выполнения работы столкнуться с правками. Если нет возможности задать интересующие вас вопросы в конкретный момент, то запишите их и задайте уже в конце интервью, тем самым подводя итог.

Правило 4: Будьте готовы к нескольким этапам

Это касается в основном крупных проектов, например, полноценных интернет-магазинов, где используются какие-нибудь нестандартные решения. Скорее всего, после первичного интервью и предоставления первых результатов придется сделать дополнительное интервью. Таких “промежуточных” созвонов может быть несколько и к этому нужно быть готовым. Также важно сказать об этом заказчику, чтобы он в случае необходимости отнесся с пониманием.

О чем говорить с клиентом на интервью

Нужно в обязательном порядке обсудить все следующие моменты.

Информация о компании и ЦА

При заполнении брифа клиент, скорее всего, уже написал какую-нибудь информацию о компании. Однако в ходе интервью ваша задача выяснить как можно больше дополнительных данных, которые могут сказаться на дальнейшие особенности создания сайта. Изучите: опыт, географию продаж, структуру, направления деятельности, ценовой сегмент, планы на развитие.

Если на созвоне присутствует маркетолог или менеджер со стороны разработчика, то будет проще, так как все наводящие вопросы о компании и продуктах будет задавать он. Также он сможет сделать правильные выводы из ответов и поможет в дальнейшем составлении ТЗ и разработке сайта.

Также нужно в обязательном порядке запросить больше информации по ЦА клиента. В ходе брифинга он дал только общие данные. Идеально, если у вас получится посмотреть данные, например, Яндекс Метрики, по другим проектам клиента. Тогда можно будет понять, что привлекает пользователей больше всего и на что делать упор на сайте, чтобы получить целевое действие.

Конкуренты и трудности клиента

Возможно, что клиенту или вам есть что добавить насчет конкурентов. Здесь важно учитывать не только прямых конкурентов, занятых в той же сфере и том же регионе, но и косвенных. Отлично, если со стороны клиента было проведено подробное исследование предложений других игроков рынка. Так будет проще сформулировать уникальное предложение в будущем.

Обязательно узнайте, с какими трудностями сталкивается бизнес. Особое внимание нужно обратить на неудачные кейсы продвижения в сети, если таковые были.

Например, автозапчастей хочет создать сайт, который, по сути, будет простым интернет-магазином. Если в регионе, где работает клиент, большая конкуренция, то такой подход вряд ли даст ожидаемый результат. В качестве решения можно задуматься над повышением узнаваемости бренда и доверия - создать несколько посадочных страниц с лучшими продуктами и запустить их рекламу, начать вести профессиональный блог компании, а о полноценном интернет-магазине подумать позже. В долгосрочной перспективе такой подход даст более лучший результат.

Уникальное торговое предложение

Выяснить, есть ли у компании уникальное торговое предложение, которое можно использовать в качестве преимущества над конкурентами. Если его нет, то очень желательно составить. Правда, это уже задача не веб-разработчика у других специалистов. Веб-разработчику нужно будет впоследствии реализовать это предложение в готовом проекте.

Предполагаемая нагрузка на сайт

В ходе интервью нужно выяснить предполагаемую нагрузку на сайт и его размер. Основываясь на этом веб-разработчик должен определиться с наиболее оптимальным техническим решением. Если у клиента уже есть перечень решений, которые он хотел бы использовать, то от разработчика требуется оценить эти решения в конкретной ситуации и подсказать более лучшие варианты, если они имеются, а также узнать, почему изначально клиент хотел использовать именно эти решения.

Функционал, контент и дополнительная интеграция

Определите с клиентом, какой тип контент будет преимущественно использован на большинстве страниц проекта: фото, видео, текст. Исходя из этого нужно прорабатывать дизайн и решать, какие инструменты использовать в работе. Еще необходимо узнать, будет ли на сайте дополнительный функционал: калькуляторы, расширенные фильтры, автоподборщики и так далее.

Исходя из дополнительного функционала нужно определить необходимость интеграции других сервисов на сайт, например, систем приема оплаты с карт. Также поинтересуйтесь, будет перевод сайта на другие языки.

На этапе брифинга вы просили заполнить клиента поле со списком сайтов, которые ему нравятся. В ходе интервью узнайте, почему ему нравятся именно эти примеры. Если клиент вообще не предоставил никаких примеров, то вам самостоятельно нужно найти несколько релевантных и привлекательных с вашей точки зрения сайтов и продемонстрировать ему в виде готового мудборда. Опираясь на мнение клиента вы сможете лучше понять, каким он хочет видеть конечный результат.

Пример мудборда с дизайнами сайтов

Уточнение деталей

Закончив с основными расспросами, обязательно уточните следующие детали:

  • есть ли перечень целевых действий, которые должен совершить пользователь, например, нажать кнопку оформления заказа;
  • обязательные поля для формы обратной связи;
  • будет ли специалист для общения через онлайн-консультанта на сайте и нужен ли он вообще;
  • имеется ли какой-то товар или категория товаров, на которые нужно делать акцент на сайте;
  • есть ли в штате специалист, который сможет поддерживать работу готового сайта.

Заключение

Интервью это важный этап разработки любого сайта и к нему нужно быть готовым. Идеально, если получилось провести брифинг клиента, а на интервью нужно просто задать уточняющие вопросы и обсудить детали. Следование представленным в статье правилам поможет избежать многих проблем, которые могут возникнуть как в ходе обсуждения проекта, так и в ходе его выполнения из-за недопонимания сторон.